Особенно в сельской местности и особенно учитывая, что большинство соцработников — женщины. Купить и доставить продукты, лекарства, убраться в доме, приготовить еду, принести воду, наколоть дров, помочь в госпитализации, проследить за состоянием здоровья — эти и многие другие услуги входят в их обязанности социального работника.
При этом транспортное сообщение между селами оставляет желать лучшего, а график у социального работника плотный, расписан буквально по часам. Чтобы преодолевать по 10–15 км в день, некоторые летом садятся на велосипеды, а так практически все на своих двоих.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются соцработники, — это непонимание и неприятие со стороны окружающих. Они признаются, что их редко пропускают без очереди и удостоверение не помогает. Поэтому приходится простаивать по несколько часов в поликлиниках, в госучреждениях, в банках при оплате коммунальных услуг. В многоквартирных домах в нашем городе нет лифтов, поэтому подниматься на пятый этаж, особенно если добросердечный работник несет не 7 допустимых килограммов, а больше, потому что клиент решил запастись продуктами впрок либо в одном доме проживает несколько подопечных.
Как говорят сами соцработники, трудности профессии компенсирует осознание того, что они приносят людям радость и дарят душевное тепло. Компенсация за такой тяжелый труд небольшая. Но самые трудные моменты в работе, в основном связаны со здоровьем подопечных, когда нужно действовать незамедлительно — «скорую» срочно вызвать или самостоятельно первую помощь оказывать.
Также каждого надо навестить два-три раза в неделю, а то и более, и выполнить необходимую работу: зимой — заготовить дрова, протопить печь, летом — полить огород, обработать землю. Но самое главное — поговорить. Одинокие старики ждут этого больше всего — выслушать последние новости, поделиться советом, почувствовать заботу. За разговором и давление померяют, и напомнят, какие таблетки выпить.
Но сейчас эта работа стала ещё тяжелее, в период угрозы заболеть COVID-19 и в период самоизоляции.
В организации помимо социальных работников, есть административный персонал. Которому также нелегко. Каждый день, который обеспечивает информационную поддержку, сбором данных, отправкой отчетов в разные инстанции, для поддержания работы организации согласно законодательству Российской Федерации. Организовывает своему персоналу обучение и повышение квалификации, для профессионального развития, ведь чем грамотнее и профессиональнее специалисты, тем эффективнее производство, тем качественнее работает вся организационная структура. Также выявляет особые потребности как обслуживаемых, так и социальных работников, осуществляет и организовывает различные акции.
Что ни говори, а работа — это все-таки призвание, и в социальной сфере трудятся те, кто любит людей, кому нравится помогать и делать жизнь других немножко лучше. И очень хорошо, что есть такая профессия — помогать людям…